26 Июня 2017, 04:49:25
Навигация
Главная
Об организации
ОО без гос. регистрации

Статьи

Сохраним детей
Поединок за жизнь
Счетчики смерти
Живи...
Буллинг- это травля

На сайте
Написать письмо
Карта сайта
Поиск


Общественность о нас
Премия "Выбор"
Законы, комментарии
ФЗ О защите детей
Комментарий по памятке
Встреча с А.И Бастрыкиным
Вконтакте против
Касимовский район конференция
Смерть детей это "погрешность"?
Просто, живите!
Меры противодействия «группам смерти»
Италия фильм Маттео Вивиани
ОБСУЖДЕНИЯ ст 110 УК РФ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ 16.02.2017 г
07.04.2017 Нулевые чтения Общественная Палата РФ
Предложения измения ст 110 УК РФ обсуждения
Экспертное мнение. Освещение в СМИ.
Родителям
Меры противодействия «группам смерти»
Меры противодействия «группам смерти»

В средствах массовой информации тема так называемых «групп смерти» активно обсуждается с осени 2016 года по настоящее время. Действительно, по заключению ряда психиатров (фильм «Куда уходит детство»), мы видим определенную, новую форму терроризма – доведение до самоубийства посредством онлайн-рекрутинга. Настоящая статья служит двум целям: раскрыть психологические механизмы вовлечения в суицидоопасные виртуальные группы и осветить возможные меры противодействия в образовательном учреждении.
Впервые официальные сведения о деятельности интернет-групп суицидальной тематики представила в СМИ общественная организация г.Рязани «Спасение детей от киберпреступлений», состоящая из родителей погибших детей. Материалы о психологических механизмах, которые будут раскрыты ниже, рецензированы руководителем данной общественной организации Пестовым С.В.
Первый психологический механизм – это опора на привычный стиль общения. Одним из часто встречающихся стилей общения в семье является стиль Критикующий Родитель и Адаптированный Ребенок.
Такой стиль общения может проявляться в следующих особенностях:
- авторитаризм родителей (жесткие требования и система наказания, бедность эмоциональных отношений, позиция «над», а не «рядом»)
- выставление условных ценностей (за что родители любят ребенка). Например, за хорошие отметки, победы в соревнованиях, достижения в творчестве. При этом ребенок уверен, что его любят только и именно за это. Нет любви просто за то, что ребенок есть
- нарушение потребностей ребенка (в признании, уважении, принятии, безопасности, самоактуализации).
Гармоничным отношениям в семье способствует стиль общения Заботящийся Родитель и Свободный Ребенок. При таком взаимодействии родитель интересуется эмоциональными переживаниями ребенка, не отвергая и не унижая их, находится в позиции «рядом», проявляется сила авторитета родителя. Ребенок свободно выбирает из своего окружения то, что считает интересным, однако при этом, в силу доверительных отношений, обсуждает это с родителем.
Главная цель построения детско-родительских отношений – стремление к стилю общения Заботящийся Родитель и Свободный Ребенок.
Если ребенок привык к стилю Критикующий Родитель и Адаптированный Ребенок, он легко будет вступать в такие же типы отношений в социальной сети.
Администраторы групп поначалу заманивают по типу «здравствуй моя хорошая, держи моё чистосердечное! Я буду любить тебя всю зиму. А зима будет вечной». После – сами диктуют правила. Как Критикующие Родители.
Игра – это способ диктовать правила и условная ценность. Играешь, выполняешь задание – тебя любят. Ты получаешь внимание, ты интересен!
Вторым психологическим механизмом вовлечения детей в опасные сообщества в социальной сети является опора на бездуховность. Если у подростка не сформирован целостный, нравственный стержень, с конструктивными ценностными ориентациями, его легко «сбить с пути» и задать свои ориентиры. В каждой религии мира суицид является большим и серьезным грехом, однако именно к самоповреждающим действиям и призывают администраторы и кураторы «групп смерти», тем самым охватывая ту категорию подростков, которые не имеют устоявшихся религиозных воззрений.  
В подростковом возрасте обычно ребенок переживает первый эмоциональный опыт интимно-личностного общения со сверстниками. Этот опыт может оказаться негативным. Администраторы опасных социальных групп этим тоже пользуются. Третий психологический механизм – опора на травматизацию.
     Тебя бросил парень
     Устала от учёбы?
     Часто сидишь в Вк?
     Никто не пишет?
     Загляни в Темная сторона меня,
     Там кое-что есть для тебя»
Детям внушаются мысли об отсутствии Бога и душевной жизни. В зоне риска находятся дети в ситуации утраты. Администраторы опасных социальных групп убеждают, что можно уйти вслед за умершим, чтобы встретиться с ним.
Еще одним психологическим механизмом вовлечения в опасные социальные группы выступает опора на мистицизм. Подросткам свойственно мистическое мышление, при котором они стремятся мыслить абстрактно о таких категориях, как Космос, загробная жизнь, параллельные миры. Возрастной психолог-эксперт Тимур Мурсалиев указывает на то, что детей в опасных социальных группах объединяют чувством избранности и общей тайной – нельзя рассказывать взрослым о нахождении в игре и выполнении заданий. Атмосфера таинственности и сакральных знаний — классическая цепочка, в которой ты все узнаешь на следующем шаге, но в конце просто ничего и нет.
Наиболее важным психологическим механизмом вовлечения в опасные социальные группы является контроль сознания и воздействие методом внушения на детей и подростков.
Это осуществляется посредством использования следующих приемов:
- нельзя не появляться в сети больше 48 часов под страхом изгнания. Это ровно то время, спустя которое начинает проявляться критический взгляд на то, во что играет подросток, чем занимается;
- есть временной промежуток в 50 дней, который дается для того, чтобы определиться, уходить из жизни или нет;
- романтизация образа китов (мудрее людей, величественные, выбрасываются на берег от отчаяния);
- внушение ущербности, в частности полноты;
- раннее пробуждение (игра с 4.20 до 6.00, пока взрослые спят;
- внушение конца света, самоубийство – способ присоединиться к избранным.
Песни: «…мы ушли в открытый космос, в этом мире больше нечего ловить», «Там в этом небе такие звёзды, я предлагаю не ждать утра. Нам, долбанутым, дорога в космос, вы оставайтесь, а нам пора…».
Вопросы: «сколько унылых будней ты готов еще так просуществовать?».
Картинки: рельсы, надвигающийся поезд с надписью «этот мир не для нас».
Фото: дети на крышах с надписью «мы дети мертвого поколения».
Пестов С.В. указывает также на то, что еще одним (основополагающим) механизмом онлайн-рекрутинга является сам факт экранной зависимости. Дети и подростки живут в виртуальном мире, ориентируясь на его ценности и идеалы. Подросток может не находиться в депрессивном состоянии, но, видя, как многие сверстники пишут посты в социальных сетях о депрессии, начинает убеждать себя в том, что ощущает тоже самое, чтобы «не быть не таким, как все».
Первая главная задача родителей в целях предотвращения вовлечения детей в суицидоопасные виртуальные группы, – производить анализ медиапродукции вместе с ребенком и отсеивать ту, которая способна принести вред. Под медиапродукцией мы понимаем не только компьютерные игры, но и телевизионные передачи, мультфильмы, посещаемые страницы в интернете, социальные сети.
Вторая главная задача родителей – контролировать время пребывания в интернете, время просиживания за компьютером. Уже упомянутая организация «Центр спасения детей от киберпеступлений» в г.Рязани распространяет памятки, отражающие внешние признаки вовлечения детей в опасные социальные группы.
В случае, если ребенок уже состоит в виртуальной суицидоопасной группе, родителям необходимо реагировать максимально спокойно:
- в доверительной обстановке завести с ребенком разговор на тему его вовлеченности в игру;
- постараться проговорить свои чувства относительно это истории (беспокойство, тревогу, сочувствие, непонимание), но избегать агрессии;
- попросить прояснить ситуацию (Что важного в этой игре? Как себя чувствует ребенок? Почему это кажется ему правильным?);
- нацеливать ребенка на перспективы будущего (совместные поездки, мероприятия);
- рассказать об имеющейся у них информации об истинных целях администраторов так называемых «групп смерти». Это информационная война, которая не имеет выхода в реальность. Ребенок может не бояться угроз;
- нельзя требовать удаления страницы из социальных сетей без доверительного общения по предыдущим пунктам. Это может вызвать новый интерес, в том числе так называемое «на зло». Ребенок сможет легко найти доступ в интернет в компьютерном клубе, у друзей и знакомых;
- обратиться за сопровождением к педагогу-психологу образовательной организации;
- обратиться за консультативной помощью к врачу-психиатру, психотерапевту, клиническому психологу (медицинские работники, более узкой специализации). Программированное внушение может оказаться серьезным «вкладом» в психическую жизнь ребенка и требовать медицинского сопровождения.
3 главных ресурса родителей:
- как говорилось выше, нельзя не появляться в социально опасной интернет-группе более 48 часов. Необходимо предложить ребенку совместный выезд на природу. Это может быть место без доступа к сотовой связи. По прошествии 48 часов будет больше шансов вернуть мышлению ребенка критичность;
- 50 дней. Необходимо посмотреть, когда ребенок вступил в группу. Это даст информацию о том, насколько долго он находится в игре;
- реконструкция внутрисемейных отношений по типу Заботящийся Родитель и Свободный Ребенок.
Касательно образовательной организации, можно предложить следующие конструктивные меры противодействия «группам смерти»:
- интеллектуальные квесты, которые завлекут в конструктивную игру;
- командообразующие мероприятия, которые дадут ребенку ощущение чувства принадлежности к конструктивной группе и признание;
- работа с целеполаганием (перспективное будущее);
- подростковый клуб с проведением занятий в тренинговой форме (проработка эмоционального состояния, принадлежность к реальной, а не виртуальной группе);
- реализация программы по формированию жизнестойкости личности;
- классный час «Информационная безопасность», при реализации которого важно проговорить об опасностях, таящихся в интернете и касающихся манипуляций;
- цикл занятий по обучению распознаванию манипуляций сознанием.
Отдельно рекомендуем обратить внимание на возможность проведения социальной акции «50 часов без интернета». Для реализации данной акции можно подготовить определенную соревновательную основу. Например, рейтинговая система оценивания результатов по параллели, по всей школе. Чем больше воздержавшихся от выхода в социальные сети и в целом в интернет учащихся в классе, тем выше рейтинг класса. В качестве курирующих акцию можно выбрать самих детей, которым доверят функцию контроля, а можно поручить ее штабу воспитательной работы школы. Конечно, нужно попросить детей написать адреса своих страничек в социальных сетях, чтобы можно было отслеживать их активность. Мы понимаем, что страниц может быть несколько и что страницы могут быть фейковые (то есть без настоящих ФИО). Однако мы ориентируемся на соревновательный момент и не ставим идеальных целей, а стараемся сделать то, что в наших силах. В качестве поощрения за высокие рейтинговые баллы по итогам акции можно предложить детям медали, а можно – отличные отметки по отдельным предметам, например, информатике, или обществознанию.
Данные меры уже применяются в образовательной системе Краснодарского края. Надеемся, что они будут результативны и полезны всем участникам образовательного процесса, обратившимся к ним.

Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края Белоус Вера Федоровна.

Ограничения
Внимание! Все материалы на данном сайте не предназначены для детей и имеют категорию 18+! Сайт не является СМИ. Но мы уважаем законы нашей страны, и просим с пониманием отнестись к публикуемой информации, необходимой для понимания РОДИТЕЛЯМИ сложившейся ситуации.
18


Законы
О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений 
 несовершеннолетних» и статью 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите  информации" в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению
Федеральный закон
109 - ФЗ
7 июня 2017

Поделиться