18+   

07.04.2017 Нулевые чтения Общественная Палата РФ

В Общественную Палату РФ От Общественной Организации
"Центр Спасения детей от киберпреступлений"
спасение детей
     В настоящее время все обеспокоены проблемой роста смертности несовершеннолетних в нашей стране.
    Основной причиной данного роста считаются так называемые «группы смерти».
С целью изменения сложившейся ситуации с детской смертностью инициировано дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации  статьями 110.1, 110.2, 151.2, предусматривающей уголовную ответственность:
- за склонение к самоубийству и содействие совершению самоубийства;
- организацию деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства;
- вовлечению несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего,
а также внесение изменений в статью 110 указанного кодекса.
Вместе с тем эта инициатива противоречит Конституции Российской Федерации.
      В статье 2 Конституции Российской Федерации указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
     В частях 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации указано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Внесение вышеуказанных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации ведет к умалению и ограничению прав и свобод человека, противоречит и прекращает действие уже принятых норм (статей) уголовного закона, нарушает права потерпевших, которым преступлением причинен вред, и лишает их права на доступ к правосудию.
    В случае внесения вышеуказанных изменений положение лиц, совершивших и совершающих общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, существенно улучшается, вплоть до полного освобождения их от уголовной ответственности за уже совершенные и совершаемые преступления.
     Это обусловлено тем, что законодатель слабо ориентируется в проблеме, которую пытается решить.
    Для наглядности рассмотрим следующий пример. Лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста уголовной ответственности (далее лицо), желает причинить смерть другому человеку – малолетнему или иному лицу, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии (далее жертва).
       С этой целью лицо передает жертве заряженный пистолет с взведенным курком. После этого, когда жертва взяла в руки пистолет, лицо дает указание жертве направить пистолет на себя (на жертву) и нажать на спусковой крючок, уверяя при этом жертву в том, что никаких негативных последствий для нее не наступит. Либо путем уговоров, подкупа уговаривает жертву совершить указанные им действия, и жертва совершает эти действия, чем причиняет себе смерть.
      В данной ситуации лицо, используя беспомощное состояние жертвы – ребенка, который по своему психическому развитию и психическому состоянию не понимает характер и значение совершаемых с ним действий и не может оказывать сопротивление, используя приемы психологического воздействия и манипулирования, причиняет последнему смерть, давая на это указание, которое по изложенным причинам исполняется ребенком.
       В соответствии с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации подобные деяния квалифицируются по пункту «в» части 2 статьи 105.
      За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью, то есть самое строгое наказание.
     С внесение указанных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации возможность квалифицирования подобных деяний по статье 105 исключается.
     Лица, уже совершившие и совершающие таким образом убийства, не будут подлежать уголовной ответственности за совершение указанных деяний, и соответственно избегут наказания за их совершение.
     При этом неверной является позиция законодателя о том, что подобные действия виновных лиц, совершающих убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, должны расцениваться как склонение к самоубийству или содействие к совершению самоубийства.
    По мнению законодателя, лица, совершившие таким образом убийства, после вступления в силу изменений, должны нести менее строгое наказание, что для виновных является амнистией.
    Таким образом, внесение указанных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации не отвечает требованиям, установленным Конституцией Российской Федерации, исключает возможность соблюдения и защиты прав и свобод потерпевших и назначения справедливого наказания лицам, виновным в совершении преступлений.
    В свою очередь наказание необходимо для восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений, и эти цели с внесением указанных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации не будут достигаться.
    Приведенный выше пример имеет прямое отношение к совершаемым преступлениям в отношении малолетних, несовершеннолетних или иных лиц, заведомо для виновных находящихся в беспомощном состоянии, в настоящее время, в том числе, с использованием сети «Интернет».
    При этом вышеописанный способ не является единственным.
Подобными способами являются, в том числе, указания жертвам прыгнуть с большой высоты, лечь на железнодорожные пути перед проходящим поездом, перебежать дорогу перед движущимся автомобилем,  повеситься, отравиться, сделать глубокие порезы на руках и т.д.
    Указания жертвам о причинении себе смерти передаются посредством телефонной связи, популярных систем мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных или иных платформ с поддержкой голосовой связи, например: «WhatsApp», социальных сетей, например: «ВКонтакте».
    Лица, совершающие подобные преступления, действуют с прямым умыслом и преследуют исключительно цель причинения смерти другому человеку/ двум и более лицам, которыми являются наиболее незащищенные граждане Российской Федерации – малолетние, несовершеннолетние или иные лица, заведомо для виновных находящиеся в беспомощном состоянии.
    При этом малолетние, несовершеннолетние или иные лица, заведомо для виновных находящиеся в беспомощном состоянии, в отношении которых совершаются преступления, не объединяются в какие-либо «группы смерти», и тем более не играют «в игры со смертью».
    Сложившееся мнение в обществе относительно наличия якобы «групп смерти» является ошибочным, сформированным на основе неправильного понимания проблемы – способа совершаемых преступлений.
     Отнесение малолетних, несовершеннолетних или иных лиц, заведомо для виновных находящихся в беспомощном состоянии, в отношении которых совершаются преступления, в связи с их большим числом, к якобы имеющимся «группам смерти», является ошибочным.
     Таким же образом к якобы имеющимся «группам смерти» можно отнести всех пострадавших от всех «насильственных» преступлений, совершенных на территории Российской Федерации.
      То есть, никаких «групп смерти» нет, а подобный «штамп», ошибочно присвоенный несовершеннолетним, ввиду неправильного понимания существующей проблемы, ведет к еще большему ее усугублению. При этом действия, ориентированные в настоящее время на борьбу с якобы существующими такими группами, не имеют прямого отношения к борьбе с лицами, совершающими преступления в отношении несовершеннолетних.
     Доведение до самоубийства, склонение к самоубийству и содействие совершению самоубийства указанной категории граждан является убийством, так как по своему психическому развитию и психическому состоянию они не понимают характер и значение совершаемых с ними действий и не могут оказывать сопротивление, то есть находятся в беспомощном состоянии.
Кроме этого деяния, предусмотренные статьями 110.1, 110.2 и 151.2, предлагаемыми законодателем для дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с действующим уголовным законодательством не являются и не могут являться преступлением, поскольку лицо, в отношении которого совершаются указанные деяния, то есть потерпевший, исходя из содержания приведенных статей, выступает соучастником этих деяний. Уголовная ответственность для соучастников наступает в случае, если склоняемое лицо склоняется к совершению уголовно-наказуемого деяния. Если же склоняемое лицо склоняется к совершению не уголовно-наказуемого деяния, то уголовная ответственность для соучастников не наступает.
      Уголовным кодексом Российской Федерации не предусмотрена уголовная ответственность за самоубийство или покушение на самоубийство, и соответственно склонение к совершению указанных действий не может являться преступлением, как, например, не может являться преступлением склонение потерпевшего к совершению мошенничества в его же отношении и т.п., поскольку такая формулировка является абсурдной.
То есть в соучастии с потерпевшим нельзя совершить преступление в отношении самого потерпевшего.

         Сегодня ни одна семья, не застрахована от деструктивного воздействия на ребенка. Линия фронта, у порога каждой семьи. В то время когда родители работают на благо государства, они не подозревают что на их детей оказывают пагубное влияние, даже если ребенок дома и под присмотром родителей, фактически ребенок находится на улице. В этой связи мы считаем неотложной задачей кардинальную активизацию деятельности всей системы воспитательной работы с подрастающим поколением, принятием важных и необходимых мер со стороны государства и общества.  Образовательный процесс должен не завершаться предоставлением услуги а должен быть направлен на воспитательный процесс. Ежегодным реформированием системы образования, социальной политики, культуре, в появлении новых ток-шоу, фильмов, передач, велась кропотливая работа над сознанием нашей молодежи, стать восприимчивой к задаваемым внешним параметрам.
В связи с этим выступаем с рядом инициатив, на наш взгляд которые могли бы сработать на предотвращение убийств детей, что в дальнейшем позволило бы сохранить наше гражданское общество, сформировать основы концепции безопасного детства в Российской Федерации.
1.    Деанонимизация интернета. Каждый аккаунт должен быть привязан через Личный Кабинет (Портал государственных услуг Российской Федерации), через идентефикацию личных паспортных данных.
2.    Активизация борьбы по распространению информации среди подростков по алкоголизму, табакокурению, вайпингу, наркотикам пропаганде и внедрению идеологи  ЛГБТ сообществ и соответствующих субкультур. Таким образом если признать социальные сети и блоги независимо от количества посетителей к СМИ в определенной мере позволит применять действующее законодательство.
3.    Компетентным органам  определить порядок контроля за деятельностью  социальных сетей на территории РФ,  как на Российских так и для зарубежных провайдеров.
4.    Пересмотреть часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Приказа Роскомнадзора № 99 от 9 июля 2014 года, чем руководствуется Роскомнадзор, добавить более широкие права по блокировке вредного для детей контента с полной привязкой к Федеральному закону от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью  и развитию.»
5.    Ввести в уголовное законодательство статью за нарушение Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью  и развитию”, в котором явно было бы прописано что предоставление вредной для ребенка информации является уголовно наказуемым преступлением. В случае принятия такой статьи ее можно было бы включать как дополнительный состав преступления. Обоснованность такого правого решения очевидна,- деструктивные формы поведения наносят тяжелый психологический вред здоровью ребенка, могут иметь непоправимые последствия, формируют ассоциальную  личность. Определить и закрепить орган в чьей компетенции будет рассмотрение подобных дел с наделением соответствующих полномочий.
6.    Необходимым условием для возможного привлечения преступников к уголовной ответственности по уже случившимся преступлениям является исключение из формулировки рассматриваемой статьи 110 прим 1 УК РФ слов “подростков и несовершеннолетних”. С принятием закона в редакции подчеркивающей воздействие на детей, создаются условия для непривлечения злоумышленников по ст 105 ч 2 УК РФ по уже случившимся эпизодам.
7.    Необходимо разработка механизма привлечения к ответственности, включая введение повышение штрафных санкций:
Для владельцев, работников социальных сетей за:
- за непредоставление / несвоевременное предоставление информации    уполномоченным органам;
- за удаление информации, т.е. доказательств, с серверов
- за содействие распространению опасного контента социальными сетями и другими сетевыми ресурсами, имеющими возможность осуществления модерирования, в том числе удаления, размещаемого контента;
- за недобросовестное исполнение своих обязанностей по блокированию / удалению опасного для детей контента.
- за необоснованный отказ в блокировке опасного контента или ложное обоснование безопасности опасного контента;
- за непредоставление правоохранительным органам доступа  в «закрытые группы»;
- за перенос опасного контента, который был запрещен / заблокирован, на иные, в том числе «резервные», интернет страницы / адреса;
- за предоставление адресов / интернет станиц пользователям с целью перенесения опасного контента, который был запрещен / заблокирован,  на иные, в том числе «резервные», интернет страницы;
        Равно для пользователей  ведущих различных групп, блогеров социальных сетей и т.д.:
- социальные сети должны нести административную  (а  в некоторых случаях и уголовную) ответственность за размещение на их платформах деструктивного контента, как и другие СМИ;
- лица, ответственные за домен, должны нести ответственность за весь размещаемый контент;
- увеличить размеры административных штрафов за распространение / пропаганду среди несовершеннолетних суицидального и другого деструктивного контента в сети Интернет;
- определить механизм по выявлению и документированию вредоносного контента в социальных сетях, порядок и полномочия  по организации данной работы специальными техническими подразделениями органов внутренних дел с использованием ресурсов Роспотребнадзора и Роскомнадзора, что позволит координальным образом изменить насыщенность деструктивным контентом социальных сетей.
- в случае распространения деструктивного контента несовершеннолетними к административной ответственности привлекать родителей или законных представителей;
- распространить полномочия полиции по составлению протоколов  об административных правонарушениях на статью 6.17 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей    от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». В пользу принятия такого решения говорит факт, что оба специальных состава                 (ст.ст. 6.20 и 6.21 КоАП РФ), обеспечивающих защиту несовершеннолетних от вредоносной информации, уже отнесены к административной компетенции полиции. Следует также отметить, что рассмотрение дел  об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей,  к исключительной компетенции судов, обеспечит гарантию объективности  и справедливости, минимизируя угрозу превышения полномочий или неверного толкования норм права сотрудниками полиции.

8.    Необходима выработка строгого регламента осуществления следственных действий при расследовании обстоятельств совершения убийств в отношении  несовершеннолетних. При расследовании указанных дел из оборота должно быть выведено словосочетание «добровольный уход из жизни». Данное понятие неприменимо в отношении несовершеннолетних в силу психолого-возрастных особенностей их развития и социализации   с учетом оказываемого на них социального воздействия / давления.
9.    Целесообразна организация межведомственного взаимодействия правоохранительных структур с независимыми экспертами (экспертными организациями) с целью оперативного разрешения вопросов, связанных                   с назначением, проведением экспертных исследований, разработки методик, уточнения и совершенствования методологии проведения предметных экспертных исследований, подготовки объектов (материалов), подлежащих экспертной оценки, постановке корректных вопросов, требующих экспертного разрешения, с учетом обстоятельств конкретного дела, в том числе по делам, связанным с гибелью детей.
10.    Привлечение профессионалов экспертных сообществ для выработки чётких критериев, позволяющих однозначно идентифицировать «опасный» контент, создающий условия, в также  провоцирующий на деструктивные действия (поведение) получателей информации: погружение в тему, эмоциональные наборы триггеров для пограничных состояний, интеллектуальное развращение, побуждение к определенным действиям, создание позитивного образа деструктивного явления.
11.     Дать возможность контролирующим органам закрывать  сетевые ресурсы до решения суда с  уведомлением о наличии протокола, постановления о несоответствии страницы законам и нормам, с использованием заключения специалиста.
12.     Необходимо создание единой базы экспертных заключений по проведенным делам, связанным с гибелью несовершеннолетних (по примеру единой базы экспертных исследований для судов).
13.     Необходимо оснащение силовых структур современными информационно-техническими средствами, соответствующими мировым стандартам, для расследования преступлений с использованием информационных технологий.
14.     Целесообразна организация постоянно действующего компетентного межведомственного экспертно-консультативного и координирующего Совета по противодействию деструктивному поведению среди несовершеннолетних для  обмена опытом, выработки стратегий и т.д.
15.    Необходимо развитие системы комплексной социально-психолого-педагогической и правовой помощи семье и детям, оказавшимся в кризисной ситуации, на основе взаимодействия социальных педагогов, школьных                    и ведомственных психологов, сотрудников ПДН. При этом обязательными условиями эффективности функционирования такой системы являются:                 
1) научно-методическое обеспечение с целью постоянного развития и совершенствования методов оказания своевременной квалифицированной помощи, в том числе в кризисных ситуациях;
2) наличие профессионалов-практиков, имеющих специальные познания в области психологии и психиатрии, причем такие специалисты могут быть «привлечены» из некоммерческих организаций либо в частном порядке на основании грантов, при невозможности организации рабочего места за счет бюджетных средств;               
  3) доступность помощи для жителей самых отдаленных населенных пунктов региона.
16.     Целесообразна разработка форм и алгоритма взаимодействия с общественными организациями (волонтерами) по выявлению  и пресечению противоправных действий в отношении несовершеннолетних, в том числе с использованием информационных технологий.
17.     Необходима организация и осуществление дополнительного обучения и (или) профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации ведомственных психологов, сотрудников ПДН и других подразделений ведомств, специализирующихся на профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних, предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних.   
18.    Для оперативного разрешения кризисных ситуаций, предотвращения гибели детей, пресечения противоправных действий в отношении детей (несовершеннолетних) считаем целесообразным создание Единой межведомственной круглосуточной “горячей линии” с коротким номером, для родителей учителей, общественников и граждан. По указанному общероссийскому телефону любым гражданином можно было бы сообщать информацию о ребенке имеющем деструктивный контент на странице. Получив данную информацию оператор по имеющейся базе проводит идентефикацию по номеру телефона, привязанному к странице, и организует дальнейшее взаимодействие и передачу информации в региональный отдел полиции или службы: психологическая помощь, медицинская, служба спасения. Далее уже на региональном уровне проводятся необходимые мероприятия по установлению и оказанию помощи ребенку.
19.    Внести предложение операторам мобильной связи организовать услугу/опцию “Родительский контроль” на мобильных устройствах имеющих выход в интернет,- дать возможность родителям организовать право по ограничению доступа мобильных устройств с 23 до 7 часов,- запрет доступа выхода в интернет в указанное время. На данный момент у операторов сотовой связи таких оций нет. Это не является ограничением прав и свобод граждан а лишь мера по реализации законных прав родителей.
20.    Введение в школьные программы в предмет ОБЖ  разделы по информационной безопасности в сети интернет. Рассмотреть возможность создания на базе Министерства образования и науки Российской Федерации Единой системы мониторинга интернет-контента для образовательных учреждений (школ, вузов). По результатам разработки и запуска системы, рекомендуется направить в субъекты Российской Федерации рекомендации по подключению образовательных учреждений к сети Интернет, включающие в себя актуальные требования к системам фильтрации, которые обеспечат необходимое взаимодействие с Единой системой мониторинга. Рекомендовать операторам связи, оказывающим общеобразовательным учреждениям услуги доступа к сети Интернет, рассмотреть возможность интеграции применяемых систем контент-фильтрации с указанной системой мониторинга.
21.       Подготовить и использовать специальные программы для осуществления родительского контроля, монитринга поведения ребенка в социальных сетях.  Для обеспечения возможности реализации родителями их законных прав. Такая форма имеет и психологический аспект,- ребенок будет понимать что со стороны родителей может быть осуществлен контроль переписки и деятельности в интернете, что лишний раз заставит соблюдать правила сетевого этикета и личной безопасности.

Наши группы  в социальных сетях




Помочь проекту

Полученные средства направляются на работу по защите детей и оказанию необходимой помощи.
Пожалуйста укажите сумму пожертвования на этой странице,
при переходе в платежную систему ее   изменить будет нельзя.