18+   

РУКИ ПРОЧЬ ОТ МОЕЙ СТРАНИЦЫ!

Личная страница в соцсети, правовые аспекты.

РУКИ ПРОЧЬ ОТ МОЕЙ СТРАНИЦЫ!

Тема с лайками и репостами, и привлечением к ответственности за них особо остро стоит в последнее время.  Огромное количество кибердружинников, волонтеров, граждан с активной жизненной позицией, занимается поиском противоправного контента, в том числе, с вовлечением несовершеннолетних в эту деятельность. Пришло время задать главные и справедливые вопросы.  Когда принимаются решения о привлечении к ответственности лиц разместивших противоправный по мнению юристов контент к сожалению, не рассматривается главный и важный аспект каким образом и на каких законных основаниях добыта эта информация и в каких целях. А теперь подробнее. Страница в социальной сети, -  это личная интернет-страница пользователя.  И здесь ключевым является понятие личная, то есть персональная. Какие действия имеет право проводить другой пользователь с персональной страницей другого человека? Знакомиться с размещенной информацией в открытом доступе? Да, несомненно. Сделать репост понравившейся записи?  Тоже пожалуйста. Поставить отметку выражающие эмоции или оставить комментарии (последнее зависит от настройки пользователя просматриваемой страницы). Когда нарушается грань и когда действия становятся незаконными? Нарушение закона начинается с момента, когда страница и материал размещенный на ней копируется и передается любым третьим лицам в качестве мнимого доказательства, в том числе и в правоохранительные органы. Для того чтобы было понятно приведу пример, с мобильным телефоном или личным автомобилем, - смотреть смотри, но руками без согласия владельца не трогай. Так вот так же и в сети, для передачи третьим лицам информации с нее требуется согласие владельца страницы.  Для оперативных служб МВД определен другой порядок законного сбора информации, в рамках Закона “Об Оперативно розыскной деятельности”. Свой комментарий по этому поводу уже давал “Роскомнадзор”: “Сторонним организациям запрещено собирать и обрабатывать данные пользователей социальных сетей, даже если они сами их сделали общедоступными. Для этого им надо получить согласие граждан.” Эта же ситуация касается граждан и несовершеннолетних лиц.
   Правила обработки персональных данных ООН закрепила в 1948 году во “Всеобщей декларации прав человека”. В 1981 году Совет Европы принял ”Конвенцию по обработке персональных данных”. Согласно ст. 17 Международного пакта “О гражданских и политических правах” от 16 декабря 1966 г.: “никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого посягательства”. Российская Федерация ратифицировала конвенцию Совета Европы по обработке персональных данных в 2006 году разработала свой закон,- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных».  
    Согласно этому закону: “персональными данными являются любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (телефонный номер, электронная почта).” Этим же законом четко определяется понятие информации,- как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления, а конфиденциальность информации определяется как обязательное требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (статья 2 ФЗ № 149-ФЗ), то есть частного лица, в нашей ситуации владельца страницы.  Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изменениями от 23 сентября 2005 г.) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, носят конфиденциальный характер.
   В основном законе, - “Конституции РФ” в части 1 ст.24 определено что, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.  Не является и противоречащей предыдущей норме статья 29 “Конституции РФ” в части 4, которой разрешается свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, ведь речь в статье идет о государственных и общественных деятелях, известных личностях и популярных персонах, представляющих общественный интерес. Из судебной практики, в том числе Европейского Суда по правам человека, следует, что личная жизнь таких лиц должна быть более открыта для публики, и открыта для критики, однако поиск пределов этой открытости и баланса интересов представляется пока незаконченным, и это вопрос к судебной системе.
    Таким образом, собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица можно только с его согласия, т.к., по зафиксированным сведениям, на носителе информации (фото-, видео фиксация, скриншот, - снимок экрана и др.) вполне возможно идентифицировать личность человека (его персональные данные).
За нарушение сбора информации предусмотрена ответственность.
    гражданско-правовая (статья 151 ГК РФ),
    административная (статья 13.11 КоАП РФ),
    уголовная (статья 137 УК РФ):
Статья 137 УК РФ. “Нарушение неприкосновенности частной жизни.
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)”.
      Объективная сторона преступления носит сложный характер и представляет собой совершение одного из действий по собиранию или распространению сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну.
     Оба этих действия должны носить незаконный характер, т.е. как собирание, так и распространение таких сведений в установленном федеральным законодательством порядке не образуют признаков состава преступления. Так, собирание сведений о частной жизни гражданина на основаниях и в порядке, предусмотренных ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", не образует состава преступления, так же, как и истребование таких сведений в уголовно- и гражданско-процессуальном порядке.
     Незаконный характер действий субъекта - это не только действия, совершенные в противоречии с действующим законодательством, но и действия, совершаемые не в соответствии с ним. Право на личную или семейную тайну может быть нарушено только на основании федерального законодательства.
     Объективная сторона состава характеризуется только одной активной формой. Она может быть осуществлена действием. Так, незаконное собирание сведений о частной жизни лица уже является преступлением.
     В случае распространения сведений о частной жизни лица, чьи конституционные права были нарушены, имеет полное право на возмещение, в том числе и морального вреда. И очень важный момент: распространением является передача информации третьим лицам любыми доступными способами. Это означает, что распространение зафиксированной со страницы информации незаконно. Таким образом, в случае рассмотрения жалобы на какую-либо страницу следует задавать вопрос о законности сбора информации другим гражданином или организацией, на всех этапах проводимого дознания, а адвокатам при рассмотрении дел в судебных заседаниях ставить именно этот же вопрос. Полиция так же должна соблюдать права граждан в части по сбору информации, что определено Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О полиции "Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции:
 "1. Сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел,..
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;”
    Под действие закона не попадают персональные данные, которые обрабатывают для личных и семейных нужд. Это могут быть контакты нужных людей в телефонном справочнике, визитки коллег и партнеров, профили друзей в социальной сети.
    Это исключение действует, только если не нарушаются права этих людей. Например, их данные не оставляют в банке как контакты для связи при оформлении кредита, не публикуют в общем доступе без согласия или не передают рекламодателям, не распространяют иным способом.
    Отмечу, что обязанности компенсировать моральный вред, причиненный распространением персональных данных о частной жизни лица без его согласия, имеется в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Исключение составляют случаи, когда средством массовой информации была распространена информация о частной жизни лица в целях защиты общественных интересов на основании пункта 5 статьи 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в совокупности со статьей 8 “Конвенции о защите прав человека и основных свобод”.
    Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев, 10.07.2018 выступая на I Всероссийском форуме поисково-спасательных отрядов заявил: «Есть множество интересных проектов, где вы востребованы. В первую очередь, — это мониторинг сети Интернет на предмет выявления запрещенной информации, профилактика наркомании и подростковой преступности. Мы готовы рассмотреть любые инициативы и заинтересованы в конструктивном диалоге». МВД России подготовило законопроект о вознаграждении граждан, которые помогают в раскрытии преступлений. Документ опубликован на портале проектов нормативных актов.  http://regulation.gov.ru/projects#npa=76224
     Решение о разработке приказа было принято на коллегии министерства в ноябре 2016 года. В главе “III. Основания и условия выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших” указано:
“12. Представляемая гражданами в целях получения вознаграждения информация о преступлении и о лицах, его совершивших, принимается, регистрируется в порядке, установленном пунктом 54 Наставления.”
     В свою очередь “Приказ МВД России от 4 апреля 2013 г. № 001 «Об утверждении Наставления об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». (Зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 2013 года, регистрационный № 28369).” Определяет именно работу министерства и касается оперативно-розыскной деятельности. То есть подразумевается, что законный сбор информации гражданами может быть осуществлен только в рамках этой деятельности при непосредственном соблюдении закона об ОРД, который в свою очередь определяет что согласно ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД для их проведения требуется судебное решение и наличие следующей информации:
    “о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
    лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
    событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.”
    ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД (ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД). Для проведения ОРМ и ОРД должно быть судебное решение, в противном случае данные действия будут незаконными.
     Напомню, что социальная сеть  “Вконтакте» уже создала правовой прецедент в начале 2018 года. Администрация «ВКонтакте» подала иск в Арбитражный суд Москвы против ООО «Дабл» (бренд Double Data) и Национального бюро кредитных историй. Эти компании с помощью профилей в соцсетях предлагали кредитным организациям оценивать кредитоспособность заемщиков. Но по факту пострадавшими от несанкционированного сбора, хранения, обработки и передачи третьим лицам являются сами граждане. 29 января 2018 года, Девятый арбитражный апелляционный суд частично удовлетворил иск социальной сети «ВКонтакте» к компании ООО «Дабл» (работает под брендом Double Data), разработчику программного обеспечения для анализа большого объема данных, — ответчику запрещено использовать в своих целях данные пользователей социальной сети. Судебный запрет на бесконтрольный сбор и использование пользовательских данных — не первый подобный случай в мировой практике. К примеру, политика Facebook запрещает использовать данные пользователей для принятия решений о том, одобрять ли заявление на получение кредита.
     В соответствии с пунктом 5.12 пользовательского соглашения социальной сети "Вконтакте" пользователь дает согласие на доступ к информации, которую он размещает на персональной странице, в том числе и к своим персональным данным. Согласия на сбор, обработку и передачу данных третьим лицам пользователь не дает. В этой ситуации волеизъявление граждан на сбор, обработку и передачу данных отсутствует, поэтому их персональные данные не должны сторонними компаниями, равно и другими гражданами собираться, храниться, обрабатываться и кому-то передаваться.
     Таким образом, обработка персональных данных разрешена только в том случае, если их владелец дал на это согласие. Когда человек распространяет информацию о себе через социальные сети, он дает доступ к ней, но хранение, сбор, обработка и передача третьим лицам таких данных уже требует согласия гражданина и без его согласия является незаконной.

Генеральный директор Автономной Некоммерческой Организации «Интернациональный Центр Спасения Детей От Киберпреступлений», специалист по межэтническим, межконфессиональным отношениям, профилактике экстремизма и терроризма Пестов Сергей Владимирович.

Наши группы  в социальных сетях




РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ ОРГАНИЗАЦИИ


Помочь проекту

Полученные средства направляются на работу по защите детей и оказанию необходимой помощи.
Укажите сумму пожертвования на этой странице,
при переходе в платежную систему ее   изменить будет нельзя.